Вопросы и ответы

Надеемся, что вы найдете ответы среди часто задаваемых вопросов. Если все-таки ответ найти не получилось, то мы специально создали глоссарий антивирусных терминов.

1. Может ли антивирус замедлить работу моей системы?

Программное обеспечение требует определенного количества вычислительной мощности для выполнения своих функций, поэтому все антивирусные программы будут потреблять некоторую оперативную память и ресурсы процессора. Опасения по поводу антивирусов, значительно замедляющих работу системы, связаны с тем, что современные компьютеры страдают от тех же ограничений, что и более старые, значительно менее мощные модели прошлого. Мы часто делаем замеры использования памяти и процессора во время процесса тестирования и пришли к выводу, что даже самые тщательные сканирования потребляют ничтожно малое количество упомянутых ресурсов. Фактически, нам еще не попадалось программное решение, которое бы оказало заметное влияние на производительность.

2. От каких основных угроз нужно защититься в первую очередь?

К сожалению, современные угрозы кибербезопасности исходят как из цифрового, так и физического мира. Фактически, каждый год обнаруживается новый вектор атаки. Однако эти угрозы по-прежнему можно сгруппировать по основным категориям, и мы рекомендуем выбрать антивирусное решение, которое обеспечивает защиту от как можно большего их числа.

Наиболее значимыми угрозами, с которыми сталкиваются пользователи на данный момент являются:

  • Макро вирусы: Это распространенные файловые вирусы, заражающие файлы данных. Практически все антивирусы защищают от них. Если вы все еще используете электронную почту на рабочем столе, вы должны знать, что вирусные вложения являются важным вектором атаки. Выберите антивирусный продукт, который включает проверку вложений, например Norton.
  • Вирусы Загрузочного Сектора: Эти сложные вирусы заражают программу, которая обрабатывает последовательность загрузки компьютера—либо MBR/BIOS либо более современный UEFI/EFI. Ищите упоминание “сканирование загрузочного сектора” или “MBR сканирование” в наших обзорах чтобы узнать какие продукты содержат этот важный компонент.
  • Вредоносные программы: Это широкая категория вредоносного программного обеспечения, предназначенного для заражения и нанесения вреда системе. Вредоносные программы включают вирусы, трояны, черви, рекламное и шпионское ПО.
  • Вирусы-вымогатели: Вид продвинутых вредоносных программ, число которых неуклонно растет. Такие программы вымогают у пользователей определенную сумму денег для восстановления контроля над их операционной системой или файлами. Оплата злоумышленнику обычно производится через неотслеживаемую криптовалюту, такую как Bitcoin.
  • Руткиты: Другой вид вредоносного программного обеспечения - руткиты, созданные для постоянного привилегированного контроля над системой. Они обычно умеют скрываться от обычных утилит, таким образом, для их обнаружения и помещения в карантин, требуются специальные программы.

Существуют также удаленные кейлоггеры, эксплойты атаки социальной ниженерии и простые фишинговые мошенничества. Это основные угрозы, с которыми сталкиваются современные пользователи компьютеров.

3. Достаточно ли только одного антивируса? Какие другие виды защиты мне могут понадобиться?

На этот вопрос мы с уверенностью ответим "нет". Учитывая даже тот неполный список угроз кибербезопасности, которые мы перечислили выше, становится ясно, что современным пользователям нужны программы кибербезопасности, которые предлагают защиту на нескольких уровнях.

В частности, мы рекомендуем:

  • Программу с хорошей антивирусной защитой. Выбирайте программу, которая была проверена и сертифицирована независимыми тестовыми лабораториями. Хотя мы и изучили много менее известных программ, которые предоставляют отличную защиту, будет сложно ошибиться с такими привычными названиями как Norton и AVG — которые показывают высокие результаты в тестах.
  • Программа которая включает интернет защиту. Такие продукты обычно включают такие инструменты как безопасные браузеры, которые запрещают доступ к известным фишинговым URL адресам, VPN для шифрования трафика при серфинге из незащищенных точек подключения и шредеры файлов которые обеспечивают полное удаление файлов из системы.
  • Некоторые средства управления брандмауэром. В Windows есть такой встроенный инструмент, но рекомендуется использовать дополнительную защиту, например, двустороннюю фильтрацию брандмауэра.

Фактически, чем больше уровней защиты, тем лучше. Мы также рекомендуем выбрать решение с блокировщиком кейлоггера, менеджером паролей, защитой веб-камеры / микрофона и фильтрами родительского контроля.

4. Есть ли разница между антивирусными разработчиками? Не являются ли все антивирусы одинаковыми?

Нет. Существует большая разница между различными продуктами на рынке (именно поэтому наша команда с большим удовольствием делает обзоры на них).

Например:

  • Поддерживаемые платформы: Многие антивирусы предоставляют защиту для определенного количества устройств с отдельной лицензией. В таком случае, вам необходимо убедиться что поддерживаются все платформы, которые вы используете. Вы нашли антивирус с отличным Android приложением, но предоставляет ли этот антивирус также поддержку для iPad вашего сына?
  • Характеристики: Некоторые продукты предлагают отличный вирус-сканер, но не более, в то время как другие могут предложить многофункциональные инструменты интернет-безопасности.
  • Ориентирование рынка и использование: Некоторые продукты нацелены на корпоративный рынок и предназначены для централизованного управления целой IT командой. Другие ориентированы на домашнее использование и предлагают конкурентоспособные цены для использования с несколькими устройствами. Некоторые даже специально разработаны длязащиты IoT устройств.

5. Могу ли я использовать несколько антивирусов?

Не смотря на то, что есть вероятность того, что вы сможете установить один антивирус поверх другого, не получая при этом каких-либо системных ошибок, все же, в большинстве случаев одна программа попросит вас удалить другую. Использование одновременно двух антивирусных программ приводит к тому, что использование системных ресурсов будет конкурирующим. Также существует риск того, что одна программа ошибочно будет помечать процессы сканирования, области карантина и другие компоненты другой программы как угрозы.

Исключением из этого правила являются два запущенных продукта кибербезопасности, каждый из которых проверяет различные типы угроз (например, один проверяет вирусы, а другой ищет только руткиты).

Это еще одна причина, по которой мы рекомендуем выбирать единый продукт, который обеспечивает защиту от максимально возможного количества компонентов.

6. Я установил Ubuntu, разновидность Linux. Есть ли какие-либо антивирусные решения для этой операционной системы?

Добро пожаловать в захватывающий мир Linux! К счастью, уже прошли те времена, когда приходилось мучиться, используя интерфейс терминала для запуска сканирования ClamAV. В настоящее время, пользователи Linux имеют достаточный выбор антивирусов (хотя он более ограничен, чем у пользователей Windows и MacOS). Ubuntu является наиболее широко поддерживаемой операционной системой Linux на рынке.

Мы рекомендуем вам ознакомиться с нашим руководством для семи бесплатных антивирусов для Linux, среди которых Comodo и Sophos. Если вы действительно привыкли использовать командную строку, то ClamAV это хороший инструмент для работы, где также для Linux многие платные инструменты для пользователей и корпоративных клиентов.

7. Представляют ли в наше время вирусы значительную угрозу?

Да. Хотя справедливо заметить, что вирусы несут меньшую угрозу, чем раньше, благодаря усовершенствованной безопасности операционной системы и огромным достижениям в обнаружении угроз антивирусных программ.

В частности, инструменты машинного обучения, включая поведенческие и эвристические алгоритмы обнаружения, позволили этим программам выявлять и защищать от угроз, которые еще не были официально идентифицированы (так называемые атаки "нулевого дня”).Также в последние годы выросла сложность и количество векторов атак, которые включают в себя встраиваемые в систему вирусы, которые действуют даже на продвинутые ОС. Теперь к ним относятся управляемые без человека компьютеры (например, устройства IoT), которые можно использовать в качестве точек входа в локальные сети.

По этой причине мы рекомендуем, чтобы на каждом устройстве - мобильном или настольном - была установлена какая-либо защита.

8. Кто создает вирусы?

Компьютерные вирусы могут создаваться многими, начиная от отдельных хакеров и заканчивая правительствами (яркий пример червь Stuxnet нацеленный на иранский ядерный объект). Мотивация может варьироваться от финансовой выгоды до политического влияния.

9. Можно ли обойтись без антивируса?

Несмотря на различные слухи, каждый основной класс операционной системы, включая Linux и Android (которая является оптимизированной под мобильные устройства системой на основе Linux), восприимчив к вирусам.  И хотя Windows включает в себя встроенные функции сканирования и функции брандмауэра, пользователям все-же необходимо устанавливать отдельное, специальное программное обеспечение.

Большинство антивирусов являются многозадачными программами, которые предлагают защиту от широкого спектра угроз кибербезопасности и имеют умную встроенную автоматизацию (например, включение VPN при доступе к веб-сайту онлайн-банкинга) предназначенную для обеспечения безопасности своих пользователей. Некоторые браузеры имеют встроенную защиту от фишинга, но в большинстве случаев, они не идут ни в какое сравнение с профессиональным программным обеспечением.

Использование антивируса — это небольшая инвестиция в вашу конфиденциальность и стабильность работы вашего компьютера.

10. Мне необходимо обеспечить антивирусной защитой целый офис с более чем 100 работниками. Нужно ли мне покупать лицензию для каждого?

Антивирусы корпоративного уровня предназначены для масштабного применения и, как правило, содержат удобные функции администратора, такие как диспетчеры обновлений на основе скриптов и инструменты для массового управления. Есть множество программ, предназначенных именно для таких целей.

Для получения дополнительной информации, вы можете связаться с нами.

FAQ

Hopefully, these FAQs will answer your questions. But, if not, please see our specially-created glossary of antivirus terms.

1. Will an antivirus slow down my system?

Software requires a certain amount of processing power to carry outs its functions, so all antivirus programs will consume some RAM and CPU resources. Concerns about antiviruses significantly slowing down your system stem from the idea that modern computers suffer the same limitations as older, significantly less powerful models of the past. We frequently benchmark RAM and CPU overheads during our testing process and find that even the most thorough scans consume negligible amounts of both resources. In fact, we have yet to review a solution that caused a noticeable impact on performance.

2. What are the main threats I need to protect against?

Unfortunately, today’s cybersecurity threats come from both the digital and physical world. In fact, a new attack vector seems to be discovered every year. It’s still possible to condense those threats into major categories, however, and we advise selecting an antivirus solution that offers protection against as many of these as possible.

The most significant threats facing users at the moment are:

  • Macro Viruses: These are common file-based viruses that infect data files. Virtually all antiviruses protect against these. If you’re still using desktop email, you should know that virus-laden attachments are an important attack vector. Choose a provider that includes attachment scanning, such as Norton.
  • Boot Sector Viruses: These sophisticated viruses infect the firmware that handles a computer’s boot sequence—typically either MBR/BIOS or the more modern UEFI/EFI infrastructure. Look for mentions of “boot scanning” or “MBR scanning” in our reviews to know that the product features this important component.
  • Malware: This is a broad category of malicious software that is written to infect and harm the host system. Malware includes viruses, trojans, worms, adware, and spyware.
  • Ransomware: A type of advanced malware that is rising in significance, ransomware extorts users to pay a sum of money in order to regain control over their operating system/private files. Payment to the cybercriminal is typically made with an untraceable cryptocurrency such as Bitcoin.
  • Rootkit: Another type of malware, rootkits are designed to provide continued elevated-privilege access to the host computer. They are usually also able to hide from common program listing utilities, so they require a special program to identify and quarantine.

There are also remote-operated keyloggers, social engineering exploits like man-in-the-middle attacks, and simple phishing scams—but the above are the main threats facing today’s computer users.

3. Is an antivirus enough? What other types of protection might I need?

We would respond to this question with a resounding “no.” Given the partial list of cybersecurity threats we listed above, it’s clear that modern users need sophisticated cybersecurity programs that offer protection across multiple levels.

In particular, we recommend:

  • A program with a strong antivirus component. Select a program that has been tested and certified by an independent virus testing laboratory. Although we have reviewed many lesser-known providers that provide outstanding protection, it’s hard to go wrong with household names such as Norton and AVG — both of which frequently score top marks on these tests.
  • A product that includes internet security features. These typically include tools such as secure browsers that will prevent access to known phishing URLs, VPNs to encrypt traffic when surfing from unsecured connection points, and file shredders that make sure that deleted directories have really been removed from the filesystem.
  • Some firewall management tool. Windows does have a built-in tool for this, but some additional protection—such as two0way firewall filtering—is advisable.

In fact, the more levels of protection your solution features, the better. We also recommend choosing a solution with a keylogger blocker, password manager, webcam/microphone protection, and parental control filters.

4. Is there really a difference between providers? Aren’t antiviruses basically the same thing?

No. These are significant differences between the titles on the market (which is why our team enjoys reviewing them so much!).

For instance:

  • Platforms supported: Many antiviruses protect a number of devices with each license. If that’s the case, you’ll want to make sure that the platforms you use are all supported. You’ve found an antivirus with a great Android app, but do they also offer a program that will work with your son’s iPad?
  • Features: Some products offer an excellent virus scanner but not much else, while others provide a multi-faceted feature with a variety of internet security tools.
  • Focus market and use-case: Some products are targeted specifically at the enterprise market and are designed to be administered centrally by an IT team. Others are family-oriented and offer competitively-priced deals for multi-device households. Some are even specifically designed to protect internet of things (IoT) devices.

5. Can I use multiple antiviruses?

While a second antivirus can be installed over an existing one without throwing a system error in some cases, in most instances, this will not be so; one program will ask you to uninstall the other. Running two antiviruses simultaneously creates overlapping system resources and runs the risk that either program will mistakenly label the other’s scanning process, quarantine areas, and other components as threats.

The exception to this rule would be two running two cybersecurity products that each scan for different types of threat (one scanning for viruses, for example, and the other only looking for rootkits).

This is another reason why we recommend selecting a single product that provides protection against as many components as possible.

6. I have just installed Ubuntu, a type of Linux. Are there antivirus options for this operating system?

Welcome to the exciting world of Linux! The old days of fumbling around a terminal trying to configure a ClamAV scan are thankfully behind us. Nowadays, Linux users have a decent selection of antiviruses from which to choose (although we should note, the choice is still far more limited than Windows and MacOS), and Ubuntu is typically the most widely supported Linux operating system on the market.

We’d recommend that you check out our guide to seven completely free Linux antiviruses—which includes some major names such as Comodo and Sophos. If you do like the command line, ClamAV is a good tool to start with, and many paid consumer and enterprise tools also support Linux variants.

7. Are viruses still a significant threat?

Yes. Although it is fair to say that viruses are less of a menace than they used to be, this is due to operating system security and huge advances in antivirus programs’ threat detection abilities.

In particular, machine-learning based tools, including behavior-based and heuristic detection algorithms, have made it possible for these programs to identify and protect against threats that haven’t even been formally identified yet (so-called “zero-day” attacks). In addition, both the sophistication and number of attack vectors facing users have grown in recent years to include firmware viruses that target even advanced systems. This now includes non-human operated computers (like IoT devices) that could be exploited as entry points to local networks.

For that reason, we recommend that every computer—mobile or desktop—run some form of protection.

8. Who makes viruses?

Computer viruses can be the work of many actors, ranging from individual hackers to governments (the best example being the Stuxnet worm that targeted an Iranian nuclear facility). Motivations can range from financial gain to political activism and everything in between.

9. Can I get by without an antivirus?

Despite what you may have heard, every major class of operating system—including both Linux and Android (which is a mobile-optimized Linux fork)—is susceptible to viruses.  And although Windows includes a built-in tool to conduct basic scanning and firewall management, users should install a dedicated solution.

Most antiviruses are multi-faceted programs that provide protection against a wide variety of cybersecurity threats—and come with clever built-in automation (like turning on a VPN when an online banking website is accessed) designed to keep their users safe. Some browsers include built-in phishing protection, but in most cases, these don’t compare to software offered by professionals.

Use an antivirus—it’s a small investment in your privacy and the health of your computer.

10. I need to provide antivirus software for my entire office with over 100 employees. Do I need to buy licenses one by one?

Enterprise-grade antiviruses are specifically designed to manage large-scale deployments and typically feature administrator-friendly features, such as script-based update managers and bulk provisioning tools. Many excellent software tools cater specifically to this need.

For more information, feel free to contact us.